Земноводные в мифологии

Саламандра

С древних времен саламандру считали страшно ядовитым животным. Множество желез, заключенных в ее коже, могут обильно выделять слизь, которая совершенно безвредна, но с давних времен, по предрассудку, считалась очень ядовитой. На этом же обильном выделении слизи основан предрассудок, что саламандра не горит в огне, так как, брошенная в огонь, она действительно некоторое время спасается усиленным выделением слизи.

 

«Саламандра так холодна, - сообщает древний натуралист Плиний в книге X своей "Истории", - что от прикосновения ее, как бы ото льда, гаснет огонь. Слизь вытекает у нее изо рта и уничтожает волосы на человеческом теле. Если помазать ею кожу на теле, то в этом месте образуется темное пятно. Саламандра – самое зловредное из всех ядовитых животных. Другие животные приносят вред только отдельным людям, но саламандра может уничтожить целый народ, если только ее не остерегутся. Когда она влезет на дерево, то отравляет все плоды, и кто их поест - умирает, как будто бы от сильного холода. Если даже саламандра дотронется лапой до стола, на котором месят хлеб, то последний будет отравлен; если упадет в колодец, то вся вода сделается ядовитой. Однако, - прибавляет Плиний, - некоторые животные в состоянии пожирать это зловредное существо, как, например, свиньи, и, вероятно, мясо этих животных может служить противоядием яду саламандр. Если бы это было справедливо, - критикует Плиний в книге XXI, - то, что говорят маги, то есть, что это есть единственное животное, которое тушит огонь, и что даже некоторые части его тела представляют прекрасное средство против пожара, то Рим давно бы произвел подобный опыт».В книге XI он говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так: "К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые, тем не менее, обитают в огне".

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра - не животное, а субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

Саламандра обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди языков пламени. Верили, что саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело; стала символом борьбы с желаниями плотских утех. Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также символизировала целомудрие: в христианском искусстве она обозначала стойкую приверженность вере и добродетельность: олицетворяет праведника, которого не может поглотить огонь искушения. Франциск I сделал саламандру своим символом, с девизом "Я лелею [добро] и изгоняю [зло]".

В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Символизирует иммунитет к опасности. Первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Это ящерица, которая, как и дракон, может испускать огонь, но природа огня у нее другая. "Огонь саламандры" похож на напалм или плазму. Такой огонь нельзя погасить водой. Его температура гораздо выше, чем у огня, получаемого от горящего дерева. Этот огонь может плавить камни. Но не стоит ошибаться, прочитав: "Это все сожгла саламандра", думая о маленькой ящерице. Мы же говорим: "Дом разрушил "тигр", думая о танке, а не животном. Так и здесь. "Огонь саламандры" - это применение магии огня более мощного, чем обычный.

В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история", - писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.

Саламандра является талисманом Стрельца, так как Стрелец – знак огня под покровительством Юпитера и также является огненной натурой. Одновременно его характер уравновешен, как и саламандра – существо близкое к огню и воде, хотя и является символом стихии огня.

В знаменитой ролевой системе Advanced Dungeons & Dragons также не обошлось без этого символического существа. Однако, большинство ее разновидностей встречается в классических (настольных) ролевых играх.

А в их компьютерных братьях и сестрах, саламандры обитают на континенте Faerun мира Forgotten Realms, наиболее ярким повествователем которого является игра Icewind Dale (1 и 2 части). Здесь, в основном, обитают огненные и ледяные саламандры. Оба вида достаточно горды и самоуверенны, чтобы пускать чужестранников на свою территорию. Оба вида враждуют между собой. Причем ледяные саламандры в конфликте Легиона Химеры перешли на сторону демонов, а огненные сохранили свой нейтралитет. 

Источник:  aquatek.narod.ru

Лягушки в мифологии


Древние алтайцы верили,что вся наша Земля стоит не на трех китах или черепахах, а держится на лягушке.  Они даже "точно знали", как все произошло. Некто Чачан-Шукты и Очурманы (кто они такие и откда взялись, нам неизвестно), решили создать Землю. Для этого один спустился в воду, а другой уселся на лягушку. Спустившийся в воду стал доставать оттуда землю и подавать второму. А тот начал укладывать ее на спину лягушки. И делал это до тех пор, пока не образовалась Земля, на которой мы все (в том числе и лягушки) живем.
Немцы когда-то считали, что души умерших, в числе прочих животных, переселяются в жаб. Египетский бог Гект имел облик лягушки, и Будда во время одного из своих 550 превращений некоторое время пребывал в образе этого земноводного.
Вплоть до начала прошлого века ученые знали о земноводных крайне мало. И даже в научных кругах о них ходили легенды. Например, Плиний Старший, живший в I веке нашей эры, в своей 37-томной "Естественной истории" о лягушке пишет так: Лягушки рождаются из болотного ила, затем, через несколько месяцев, погибают, а сладующей весной вновь возвращаются к жизни из той пыли, в которую превратились их мертвые тела.
А на Руси, как и в других странах Европы, издавна существовали добрые сказки, в которых от поцелуя прекрасного принца или доброго молодца лягушка превращалась в царевну.

Лягушачьи свадьбы

Скромные жители индийской деревни Райпур не отличаются особой жадностью - все, что им нужно, это проливной дождь, который оросит посевы и поможет спасти урожай. А это природное явление никак не хочет облагодетельствовать индийских крестьян. И для того, чтобы на них спустилась божественная благодать, выражаемая в долгожданных каплях, жители деревни надумали женить лягушек. Считается, что за дождь и прочие осадки отвечает бог Индра, а лягушки находятся как раз в его ведомстве. Согласно древнему поверью, лягушачья свадьба должна привлечь божественное внимание к земле, и в результате боги смилостивятся и пошлют дождь. Сама свадьба проходила в строгом соответствии с традицией. Жители деревни разделились на две группы, одна из которых представляла жениха, а другая - невесту. После определенных обрядов лягушек соединили в законом браке, и на небеса направился прямой запрос о дожде.

Считается, что лягушка, или Мехдут, является земным воплощением бога Индры. Поскольку большую часть жизни этот вид земноводных проводит в воде, то, по поверью, он находится в прямом контакте с Индрой и может передать просьбу крестьян.